ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуализация стратегических целей и задач цифровой трансформации ФОИВ и всех отраслей экономики, проведенная заместителями руководителей, ответственными за ЦТ, в федеральных министерствах и ведомствах в марте 2020 года по поручению премьер-министра Михаила Мишустина, обострила потребность в изменении организационных структур ИТ-направлений ФОИВ и подведомственных организаций.
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев подчеркивает, что персональная задача каждого руководителя цифровой трансформации ― самостоятельно организовать работу по достижению поставленных целей, сформировать высококвалифицированную команду и действовать в общей логике с другими ведомствами. Следовательно, как никогда ранее, становится приоритетной задача формирования организационной структуры подразделения ЦТ с оправданным числом высококвалифицированных специалистов, за которыми будет закреплена ответственность за результаты, им будут даны ресурсы и полномочия организовывать достижение сложных трансформационных целей и решение задач по цифровизации органов власти и развитию государственных платформ и сервисов.
Анализ организационных структур ИТ-направлений федеральных министерств и ведомств показал, что нет типовых решений, в силу определенных особенностей (отраслевых, функциональных, экономических и др.) у каждого ФОИВ разные возможности и подходы к организации структур управления цифровой трансформацией. При этом выявлен пул проблем, которые в разной степени актуальны для всех органов власти. Прежде всего, это сложности с привлечением профессионалов в сфере ИТ в систему государственного управления. Задача трудноразрешима из-за ряда сложившихся особенностей ИТ-отрасли:
государственные организации изначально менее привлекательны для большинства ИТ-специалистов, так как не могут предоставить им возможности для профессионального развития;
интенсивное цифровое развитие всех отраслей экономики приводит к тому, что спрос на ИТ-специалистов превышает предложение;
благодаря гибкости крупные ИТ-компаний могут приглашать на работу в режиме неполной занятости студентов старших курсов, которые затем остаются работать на полную ставку;
у ИТ-специалистов принято искать работу в профессиональном кругу, сообществах, поэтому их сложно найти кадровым службам органов власти.
Отсутствие высококвалифицированных ИТ-специалистов в органах власти приводит к тому, что либо невозможно выполнять трансформационные задачи и обеспечивать реализацию цифровых проектов, либо нужно изыскивать дополнительные, в том числе финансовые, ресурсы для организации работ с привлечением специалистов на аутсорсинге.
Исходя из анализа ситуации, можно сделать вывод, что проблема нехватки высококвалифицированных кадров в сфере ИТ в органах власти не потеряет свою актуальность в ближайшее десятилетие и только усугубится с учетом интенсивного развития и появления новых ИТ.
В связи с изложенным выше руководителям цифровой трансформации необходимо уделять особое внимание вопросам развития кадровой экосистемы:
провести анализ потребностей в кадрах;
создать оптимальную организационную структуру подразделения ЦТ в ФОИВ и подведомственных организациях;
лично участвовать в подборе кадров, организовать оценку их компетенций;
организовать профилактику адаптационных кризисов у новых сотрудников;
обеспечить четкую постановку и детализацию целей и KPI каждому специалисту;
организовать обучение, индивидуальные встречи, обратную связь и наставничество;
проводить регулярную оценку эффективности, оценку соответствия целям/ценностям, менторинг/коучинг, индивидуальное развитие сотрудников;
разработать и внедрить механизмы материального и нематериального стимулирования сотрудников;
выстроить карьерные траектории сотрудников, обеспечить эффективную ротацию кадров.
Важна системная и беспрерывная работа по формированию сильной, профессиональной команды, способной выстроить эффективное внутриведомственное и межведомственное взаимодействие, управлять портфелем цифровых проектов, программ и достичь целей стратегии цифровой трансформации.