4.2 Состав команд цифровых проектов: кейсы государственных организаций

Команда проекта
«Онлайн-витрина федерального фонда пространственных данных»
Результат проекта:
создана онлайн-витрина федерального фонда пространственных данных, которая содержит геодезические, картографические, топографические, гидрографические, аэрокосмосъемочные, гравиметрические материалы о территории Российской Федерации — более 86 млн единиц материалов и данных.
Состав команды:
сотрудники ФГБУ «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных» — 15 чел. (рисунок 20).
Рисунок 20. Структура команды проекта
Особенности:
  • Команда создана с нуля под данный проект. Бизнес-аналитики — специалисты ФГБУ по отдельным предметным областям знаний.
Команда проекта
«Визуализация исполнения бюджета нацпроектов»
Результат проекта:
создан инструмент многомерной пользовательской аналитики (дашборд) для инспекторов Счетной палаты, позволяющий делать обоснованные выводы об исполнении национальных проектов и создавать информативный графический материал для отчетов.
Состав команды:
сотрудники департамента цифровых технологий Счетной палаты — 3 чел., заместитель начальника инспекции сводного предварительного контроля федерального бюджета, главный инспектор (не имеющий компетенций программирования) — 2 чел. (рисунок 21).
Рисунок 21. Структура команды проекта
Особенности:
  • Проект реализован по принципу самообслуживания: владелец данных строил собственную аналитику. Сотрудники департамента цифровых технологий Счетной палаты предоставляли менторскую поддержку инспекторам-аналитикам, консультировали, обучали, как пользоваться инструментами визуализации. Впоследствии инспекторы сами пополняли хранилища данных и создавали новые средства визуализации.

  • Инструменты выбраны не случайно, ранее они были успешно опробованы в ходе конкурса цифровых решений Агентства стратегических инициатив (АСИ): PostgreSQL — как хранилище анализируемых данных, Metabase — как инструмент анализа данных, их визуализации и построения панелей мониторинга (дашбордов).
Цифровая команда
«Создание системы контроля за автопарком»
Результат проекта:
создана система контроля за автопарком и выполнением бригадами поставленных задач. Система является современным и удобным инструментом управления, для нее характерны простота и наглядность построения маршрутов, возможность формировать подробные отчеты и различные картографические подложки, доступность данных в электронном виде. Руководители могут контролировать все важные аспекты работы: водительскую дисциплину, соблюдение KPI, функционирование оборудования. Появилась возможность оперативного управления и прогнозирования ситуаций на основании исторических данных.
Состав команды:
сотрудники ГКУ города Москвы — Центра организации дорожного движения Правительства Москвы — 38 чел. (рисунок 22).
Рисунок 22. Структура команды проекта
Особенности:
  • Использовалась гибкая система разработки и сервисная архитектура, поскольку у заказчика (госорганизации) часто появляются новые требования.

  • В команде есть системный инженер по телеметрии (настраивает техническую часть: ГЛОНАСС, приборы и др.), аналитики хорошо знают сферу геоданных, в реальном времени разбирают геометки.

  • Разработчики совмещают роли back-end и front-end разработчиков, тестировщика и системного администратора.
Команда проекта
«Электронный единый социальный проездной билет»
Результат проекта:
перевод государственной услуги по выдаче социальных проездных билетов в электронный вид. Единый социальный проездной билет — это любая банковская карта гражданина, которую можно использовать при оплате льготного проезда, что обеспечивает прозрачность взаиморасчетов между органами социальной защиты и перевозчиками, исключает необходимость ежемесячного посещения пунктов продажи билетов.
Состав команды:
сотрудники организации-заказчика (многофункциональный центр (МФЦ), г. Белгород) — 4 чел., сотрудники организации-исполнителя — 6 чел. (рисунок 23).
Рисунок 23. Структура команды проекта
Особенности:
  • Несложный по технической реализации проект принес измеримые результаты: сокращение трудозатрат 10 сотрудников МФЦ на 100%; сокращение очередей (в прошлом до 600 чел. одновременно), сокращение издержек на печать бумажных талонов на 100%.

  • Роль администратора проекта с компетенциями в сфере сопровождения изменений выполняли разные сотрудники МФЦ, в рамках госорганизации было невозможно оперативно нанять дополнительного сотрудника на эту должность.

  • Потребовался всего один разработчик, им стал сотрудник филиала, у которого были навыки программирования и возможность совмещать работу по проекту с основными должностными обязанностями.
Команда проекта
«Разработка и внедрение информационной системы управления проектами»
Результат проекта:
созданная информационная системы управления проектами (ИСУП) эксплуатируется в исполнительной дирекции Пенсионного фонда России и во всех его отделениях по России. Общее количество пользователей — более 2000 человек. ИСУП содержит информацию о 30 портфелях, более чем 300 проектах и 15 000 контрольных точках.
Состав команды:
сотрудники организации-заказчика (Пенсионный фонд России) — 6 чел., сотрудники организации-исполнителя 15 чел. (рисунок 24).
Рисунок 24. Структура команды проекта
Особенности:
  • Матричная структура управления организацией. Куратор и руководитель проекта совмещали данные роли с функциональными обязанностями. Трудозатраты в данном проекте составили 10 и 30% соответственно. Остальные члены команды были наняты по срочному трудовому договору.
  • Для разработки отдельных модулей и подсистем привлекались подрядные организации.
CRM — Customer Relationship Management — система управления взаимоотношениями с клиентами.
iOS — мобильная операционная система для смартфонов, электронных планшетов, носимых проигрывателей и некоторых других устройств, разрабатываемая и выпускаемая американской компанией Apple.
Android — операционная система для смартфонов, планшетов, электронных книг, цифровых проигрывателей, наручных часов, фитнес-браслетов, игровых приставок, ноутбуков, нетбуков, смартбуков, очков Google Glass, телевизоров и других устройств.
API (Application Programming Interface – программный интерфейс приложений) — технология взаимодействия программных систем (обмена данными).
KPI (key performance indicators)— ключевые показатели эффективности.