ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОН-НЫХ СТРУКТУР ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА ГОСУДАР-СТВЕННОМ УРОВНЕ
Масштабная цифровая трансформация активно началась в других странах намного раньше, чем в России. На сегодняшний день во многих странах накоплен значительный опыт перестройки системы госуправления. Мы выбрали для своего обзора лидеров трансформации государственного управления: Данию, Австралию и Великобританию. Именно там в полной мере организована трансформация административных процессов и процедур.

1.1 Цифровое государственное управление в Дании

Согласно оценкам ООН, в 2018 году первое место в рейтинге электронных правительств заняла Дания, которая является одной из самых цифровых стран в Европе: 88% граждан хотя бы один раз в год пользуются возможностью цифрового взаимодействия с государственными органами. Первая стратегия цифровизации принята в стране в 1996 году, и с тех пор единый контур развития цифровых технологий охватил все уровни власти — от федерального до муниципального, включая органы власти, органы местного самоуправления, учреждения (все виды служб и организаций социальной сферы, ЖКХ и др.) (рисунок 1).
Развитие цифровых государственных услуг обеспечивают технологии и платформенные решения, взаимосвязанные между собой и обязательные для использования:
nemID — цифровой идентификатор граждан и организаций в сети, который используется при оказании всех государственных услуг и является своеобразным аналогом цифровой подписи;
nemLog-in — единый логин и пароль для доступа ко всем услугам;
nemConto — государственный банковский счет, открытый для всех граждан и организаций в целях осуществления двусторонних финансовых операций в рамках государственных услуг, выполнения социальных, фискальных и иных обязательств, также может использоваться как обычный банковский счет для расчетов между физическими и юридическими лицами;
digitalPost — служба цифровых почтовых ящиков, которые открыты для всех граждан и организаций Дании на общественном портале borger.dk, используются для официальной переписки и уведомлений;
borger.dk — общедоступный портал, предоставляющий единую точку доступа к решениям органов власти в области цифрового самообслуживания и информации о государственных органах и услугах. По состоянию на 1 апреля 2020 года платформа обеспечивает более 2000 государственных услуг онлайн. С помощью анализа накопленных данных о поведении граждан (об оплате счетов, пользовании услугами, передвижении, иных сведений) платформа предоставляет уникальную витрину услуг для каждого пользователя;
digitaliser.dk — портал ИТ-разработчиков государственных ИТ-систем, содержащий стандарты и рекомендации по разработке, открытые решения и коды.
За определение и осуществление политики цифровизации Дании отвечает Агентство по цифровизации Дании (Agency for Digitisation). Агентство создано в 2011 году Министерством финансов, оно же осуществляет административное и финансовое обеспечение деятельности агентства.
Агентством управляет исполнительный совет в составе директора и двух его заместителей. В агентстве существуют следующие структурные подразделения:
1
Центр развития инфраструктуры (Centre for Infrastructure Development):
  • обеспечение работы и развития технологий nemID, nemLog-in и digitalPost;
  • разработка новых цифровых технологий, включая цифровой полис медицинского страхования и водительские права;
  • разработка информационных решений по поддержке граждан и организаций при использовании ими цифровых услуг.
2
Центр системного управления (Division for System Management):
  • оперативное управление и обслуживание цифровых решений;
  • соблюдения требований по безопасности и производительности, предъявляемых к управлению портфелем цифровых проектов, требований ISO и Европейского общего регламента по защите данных (EU General Data Protection Regulation, GDPR).
3
Центр технологий и стратегии работы с данными (Centre for Technology and Data Strategy):
  • обеспечение использования данных и технологических возможностей их обработки, обмена данными между всеми органами власти и организациями (единое озеро данных);
  • подготовка, координация и реализация политики работы с данными и новыми технологиями их обработки;
  • реализация программы формирования общей архитектуры данных в государственном секторе, стратегии обработки данных и использования технологий искусственного интеллекта.
4
Отдел анализа и политики цифровизации (Division for Analysis and Policy):
  • синхронизация стратегий цифровизации всех органов власти, органов местного самоуправления и государственных учреждений с государственной стратегией цифровизации;
  • анализ процессов предоставления государственных услуг и подготовка предложений по их оцифровке;
  • анализ потенциала и направлений использования сквозных технологий, включая искусственный интеллект и робототехнику в государственном секторе.
5
Отдел законодательства в сфере цифровизации (Division for Digital Legislation):
  • разработка и продвижение законопроектов в части цифровизации общества и организации цифровой трансформации, включая совершенствование закупочной деятельности, защиту данных, этику использования данных;
  • юридическое сопровождение деятельности агентства;
  • обеспечение правового статуса мероприятий в рамках стратегии передачи данных для цифровых услуг;
  • выполнение функций секретариата Совета по этике данных при правительстве.
6
Отдел цифровых услуг (Division for Digital Services):
  • обеспечение полноты, качества и согласованности цифровых услуг в государственном секторе для граждан и предприятий по принципу самообслуживания;
  • формирование общих требований для обеспечения интуитивно понятных и удобных для пользователя цифровых решений;
  • координация внедрения правил Евросоюза по оказанию цифровых услуг на едином европейском портале услуг;
  • координация членства Дании в международных профессиональных сообществах, связанных с формированием политики открытого правительства и соблюдением демократических свобод при цифровизации.
7
Отдел цифровых проектов в правительстве (Division for Central Government Digital Projects):
  • обеспечение создания новой системы управления в правительстве путем реализации портфеля специальных цифровых проектов и инициатив как на уровне каждого министерства, так и на межведомственном уровне;
  • формирование новых компетенций, необходимых для задач цифрового управления государством, у государственных служащих;
  • выполнение функций секретариата Совета по проектам в сфере информационных технологий в правительстве.
8
Отдел управления порталом госуслуг borger.dk (Division for borger.dk):
  • оптимизация работы портала для пользователей;
  • оказание технической поддержки.
9
Отдел управления кибер- и информационной безопасностью (Division for Cyber- and Information Security):
  • обеспечение эффективной и безопасной цифровизации государственного сектора;
  • функционирование в качестве центра компетенций по соблюдению требований и стандартов безопасности, а также требований по защите данных и eIDAS (электронная идентификация и аутентификация для цифровых услуг и платежей на едином европейском рынке).
10
Отдел обеспечения доступности цифровых услуг (Division for Digital Inclusion):
  • популяризация использования цифровых услуг, в том числе за счет обучения и поддержки;
  • обеспечение соблюдения требований доступности всех государственных порталов и услуг;
  • обеспечение правовой основы будущей цифровой инфраструктуры государственного сектора в части защиты интересов граждан, а также соблюдения основных прав и свобод.
11
Отдел международных коммуникаций (International Team):
  • достижение ключевых позиций и представление интересов Дании в международных совещательных органах управления цифровизацией, а также в органах Евросоюза, регулирующих сферу цифровизации;
  • ведение международных переговоров, консультаций, представление интересов Дании при разработке программы цифровизации Евросоюза;
  • участие в международных форумах, конференциях.
В Дании также существуют общественные институты и сообщества управления цифровизацией.
1
Совет по ИТ-проектам при правительстве (Danish Council for ICT), в состав которого входят 13 руководителей крупнейших частных ИТ-компаний Дании, государственных органов и организаций. Главные функции Совета:
  • одобрение и мониторинг реализации стратегий цифровизации государственных органов и организаций; финансирование данных проектов превышает 30 млн датских крон (эквивалент 330 млн руб.);
  • одобрение ИТ-проектов стоимостью более 10 млн датских крон (эквивалент 110 млн руб.) и ИТ-программ стоимостью более 60 млн датских крон (эквивалент 660 млн руб.);
  • проверка реализации всех портфелей ИТ-проектов правительственных органов Дании.
2
Проектный офис цифровизации муниципальных образований Дании (KOMBIT):
  • формирование общей цифровой среды и стандартов на муниципальном уровне;
  • выполнение функции единого центра закупок и поставок IT-решений на муниципальном уровне в целях сокращения транзакционных издержек;
  • оптимизация процессов тестирования и разработки новых технологий для муниципалитетов с обеспечением равного доступа для всех муниципалитетов к результатам таких новых разработок;
  • сбор, анализ и распространение лучших практик и инноваций среди всех муниципалитетов.
3
Совет по этике данных при правительстве Дании (Denmark's Data Ethics Council):
  • подготовка предложений по соблюдению этики использования данных при реализации стратегий цифровизации и ИТ-проектов;
  • контроль соблюдения прав и свобод граждан при обработке и использовании данных;
  • экспертиза законодательных инициатив в сфере цифровизации на предмет этики обращения с данными.
Рисунок 1. Организационная структура системы управления цифровой трансформацией в Дании
Рисунок 1. Организационная структура системы управления цифровой трансформацией в Дании
E-government survey 2018 // United Nations.
Denmark's digital solutions // Digital Denmark.
National identity and signing // Agency for Digitisation.
NemLog-in // Agency for Digitisation.
About the Agency for Digitisation // Agency for Digitisation.
Organization and responsibilities // Agency for Digitisation.
The Danish Council for ICT // Agency for Digitisation.