Приложение 3

Требования к уровню компетентности роли «CDTO — руководитель цифровой трансформации» в системе государственного управления

Требования к личностным компетенциям

Нацеленность на результат

1
Умение систематизировать полученную информацию, делать точные выводы, строить прогнозы, выстраивать процессы разработки и реализации стратегии, ставить цели, определяя четкие конечные и промежуточные критерии достижения цели (по SMART)
2
Умение концентрироваться на достижении максимально приоритетных задач, объективно оценивать условия, сроки и ресурсы, на основании чего определять порядок действий, адекватно реагируя на неопределенность и изменения
3
Опыт принятия на себя ответственности и обязательств, умение четко следовать им, используя все возможные способы, активно действуя для их выполнения, решая самостоятельно сложные комплексные задачи, моделируя разные варианты развития ситуации

Клиентоцентричность

1
Знание и умение устанавливать и развивать отношения с «внутренними клиентами» (сотрудниками федеральных органов исполнительной власти, участвующими в цифровизации внутренних процессов) и «внешними клиентами» (физическими и юридическими лицами, пользующимися цифровыми сервисами и услугами федеральных органов исполнительной власти), направленные на долгосрочное сотрудничество
2
Умение выстраивать в масштабе всей организации культуру понимания и ориентации на клиента, знание его потребностей, мнения о продуктах, услугах, сервисах
3
Навык изменения процесса или продукта для создания максимальной ценности, отслеживания удовлетворенности клиентов

Коммуникативность

1
Знание и умение выбрать, применить оптимальный стиль коммуникации (значимая, авторитетная позиция, позволяющая донести миссию, видение, цели и конкретные задачи), удерживать инициативу и уравновешенно общаться при обсуждении проблемных ситуаций (умение слышать и слушать)
2
Умение использовать понятные и четкие грамматические обороты в устной речи, открыто выражая свои мысли с различными по статусу и уровню подготовки аудиториями (как руководителей высокого ранга, так и граждан)
3
Знание техник и навык проведения сложных результативных переговоров, взаимодействия и управления ожиданиями заинтересованных сторон

Эмоциональный интеллект

1
Умение управлять своими эмоциями: знать и выбирать способы реакции на сложные и нестандартные ситуации, сохраняя спокойствие под давлением и быстро восстанавливаясь после стресса
2
Умение доносить информацию так, чтобы сотрудники ее понимали, приветствуя и допуская уточняющие вопросы
3
Умение влиять на эмоции других людей, понимая мотивы их поведения, чувства, переживания с целью построения гармоничных отношений (открытость, сотрудничество, поддержка)

Креативность

1
Умение находить успешные нестандартные решения в меняющемся контексте, разрешать противоречия и дилеммы, создавая уникальное ценностное предложение
2
Умение создавать среду, благоприятную для генерации и развития идей, поддерживать инновационную и созидательную деятельность, открытый обмен информацией без привязки к иерархии
3
Опыт решения проблем, не имеющих подходящего стандартного решения, например упрощения/оптимизации продуктов, процессов, процедур

Критичность

1
Умение делать логически правильные суждения, анализировать и оценивать аргументы, формировать и проверять гипотезы при формировании оптимальной стратегии реагирования и деятельности
2
Умение выносить суждения о неопределенности и вероятности при принятии решений
3
Навык решения четко и нечетко поставленных задач, умение видеть и понимать когнитивные искажения восприятия и принимать оптимальные, комплексные решения, выстраивая стратегии и прогнозы с минимизацией влияния искажений

Требования к профессиональным компетенциям

Управление цифровым развитием

1
Знание политических, экономических, технологических трендов в мире и России, общих положений НП «Цифровая экономика», трансформационных эффектов
2
Знание и применение методов и особенностей разработки, реализации стратегии цифровой трансформации и интегрированной дорожной карты цифровой трансформации, внедрение цифровых технологий и платформенных решений
3
Знание и навык использования инструментов оценки цифровой зрелости организации, умение организовать и реализовать комплекс мероприятий, которые необходимы для обеспечения готовности к цифровой трансформации

Развитие организационной культуры

1
Знание, следование, трансляция приоритетов, целей и ценностей цифровой трансформации государственного управления, обеспечение общего понимания на всех уровнях организации и у внешних заинтересованных сторон
2
Знание инструментов и умение управлять комплексными глубокими организационными изменениями, работа с сопротивлением
3
Опыт формирования и управления командами цифровой трансформации, успешного применения практик регулярного менеджмента

Инструменты управления

1
Знание основ процессного управления (методов и инструментов) и опыт управления оптимизацией процессов
2
Знание основ продуктового подхода (методов и инструментов) и опыт управления продуктовой командой
3
Знание основ проектного управления (методов и инструментов) и опыт управления проектами/портфелями проектов, управления командой проекта, включая межведомственные, распределенные и разноуровневые команды

Управление и использование данных

1
Знание и трансляция культуры и этики принятия решений на основе данных
2
Знание и понимание возможностей инструментов принятия решений на основе данных и искусственного интеллекта для цифровой трансформации бизнес-процессов и взаимодействия с гражданами
3
Опыт обеспечения безопасности данных и обеспечения соответствия нормативным требованиям

Применение цифровых технологий

1
Знание и глубокое понимание стандартов и методологий проектирования и построения организационной архитектуры, опыт построения и развития организации на основе архитектурного подхода
2
Опыт управления ИТ-системами
3
Знание источников угроз информационной безопасности, средства и методы защиты информации, мер противодействия целенаправленным внешним воздействиям

Развитие ИТ-инфраструктуры

1
Знание стандартов и нормативных документов, регулирующих жизненный цикл информационных систем и ИТ-продуктов
2
Умение выстраивать технологическую политику организации, технологические стеки платформенных решений
3
Опыт управления технической архитектурой вычислительных систем, систем хранения данных, каналами связи и сетей
Specific (Конкретность), Measurable (Измеримость), Attainable (Достижимость), Relevant (Уместность), Time-bound (Ограниченность во времени)