2.6 Профессиональные компетенции в сфере цифрового развития

Профессиональные компетенции (hardskills) в сфере цифрового развития — группа компетенций, связанных с функциональным использованием методов и инструментов управления процессами, проектами, продуктами цифровой трансформации и регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой среде.
В модели компетенций выделены шесть ключевых профессиональных компетенций. Как и для личностных компетенций, профессиональным компетенциям присвоен шифр, дано определение и описание знаний, умений и навыков. Важно отметить, что при разработке инструментов оценки профессиональных компетенций для каждой отдельной роли в команде цифровой трансформации будут определены уровни проявления профессиональных компетенций по таким параметрам, как минимально необходимый уровень для успешного выполнения определенных функций и задач в команде цифровой трансформации и целевой уровень (уровень высокопрофессионального специалиста). Подчеркнем, что при описании профессиональных компетенций в модели будут применены общие характеристики, которые будут проявляться на разном уровне у разных ролей (что будет отражено в соответствующем профиле роли).

Профессиональные компетенции (hard skills) в сфере цифрового развития

П.1
Управление цифровым развитием — применение методов и инструментов стратегического, тактического и оперативного управления внедрением и развитием цифровых технологий, услуг, инфраструктуры.
П.1.1. Основы и концептуальные положения цифровой экономики:
1.1.1. Особенности четвертой промышленной революции:

  • Исторический контекст четвертой промышленной революции (Индустрии 4.0).

  • Сравнительная характеристика четырех промышленных революций (период, инновации, результат).

  • Принципы (функциональная совместимость, виртуализация, децентрализация, функционирование в режиме реального времени, ориентация на услуги, модульность) и характеристики Индустрии 4.0.

  • Влияние Индустрии 4.0 на производительность, рост выручки, занятость населения, инвестиции.
1.1.2. Целевые ориентиры технологического развития России:

  • Предприятия — лидеры внедрения новых технологий: факторы успеха и пути масштабирования.

  • Видение технологического развития России: приоритеты, сценарии, направления, этапы.
1.1.3. Введение в цифровую экономику:

  • Понятие «цифровая экономика».

  • Новые бизнес-модели цифровой экономики, сравнение классической и цифровой бизнес-моделей.

  • Цифровая промышленность: роль в цифровой экономике.

  • Индустриальный Интернет вещей: IoT- и IIoT-платформы.

  • Цифровая экономика в России: цели, задачи, направления национальной программы.

  • Цифровая трансформация как национальная цель.
П.1.2. Механизмы, регулирование и оценка цифровой зрелости:
1.2.1. Цифровые платформы и их роль в современной экономике и развитии госуправления:
  • Понятие «цифровая платформа».
  • Классификация цифровых платформ.
  • Типизация цифровых платформ.
  • Риски и угрозы, связанные с цифровыми платформами.
  • Теории государственных цифровых платформ.
  • Эволюция платформ.
  • Понятие «государственная цифровая платформа».
  • Ключевые особенности государственных цифровых платформ. Сравнение государственных и частных цифровых платформ.
  • Применение платформенного подхода в государственном управлении.
  • Принципы построения процессов на платформе.
  • Сервисное государство: приоритетные суперсервисы.
1.2.2. Регулирование цифровой экономики в России:
  • Инструменты регулирования цифровой экономики.
  • Процедуры и механизмы принятия регуляторных решений.
  • Меры по формированию системы регулирования цифровой экономики.
  • Эффективность механизмов, созданных в рамках национальной программы «Цифровая экономика».
  • Федеральный закон о «цифровых песочницах».
1.2.3. Цифровая зрелость:
  • Определение понятия «цифровая зрелость».
  • Модели оценки цифровой зрелости.
  • Методология оценки уровня цифровой зрелости организации.
  • Методика расчета показателя «достижение цифровой зрелости» национальной цели «цифровая трансформация».
  • Матрица оценки цифровой зрелости государственных и муниципальных услуг.
П.1.3. Стратегическое управление цифровым развитием:
1.3.1. Целевая модель цифрового развития организации:
  • Текущее состояние и перспективы цифровой трансформации и цифрового развития.
  • Целевое видение, цели и ключевые показатели эффективности цифровой трансформации и цифрового развития организации.
1.3.2. Планирование стратегии цифрового развития:
  • Инициативы и дорожная карта цифровой трансформации и цифрового развития.
  • Кадры, компетенции и культура для цифровой трансформации и цифрового развития.
1.3.3. Система управления достижением стратегических целей:
  • Модель управления цифровой трансформацией.
  • Модель финансирования реализации стратегии цифровой трансформации и цифрового развития.

П.2
Развитие организационной культуры (в условиях цифровой трансформации) – применение технологий формирования, управления, изменения функциональных процессов и системы цифровых ценностей, норм и правил поведения персонала, нацеленных на повышение результативности организации.
П.2.1. Инструменты и методы формирования и поддержания организационной культуры:
2.1.1. Основы теории организационной культуры:
  • Понятие и свойства организационной культуры.
  • Значимость организационной культуры и области ее влияния. Основные элементы организационной культуры.
  • Факторы, влияющие на формирование организационной культуры.
  • Типология организационных структур.
  • Практическая значимость типологий организационной культуры. Показатели организационной культуры.
2.1.2. Принципы и этапы формирования организационной культуры:
  • Принципы формирования организационной культуры.
  • Этапы формирования организационной культуры.
  • Роль лидера в формировании организационной культуры.
  • Основные мероприятия по формированию организационной культуры.
  • Подходы и технологии формирования корпоративной культуры.
2.1.3. Условия поддержания организационной культуры:
  • Принципы управления развитием организационной культуры.
  • Сущность и этапы процесса управления развитием организационной культурой.
  • Методы поддержки корпоративной культуры.
  • Трансляция стандартов корпоративной культуры и формирования приверженности.
  • Корпоративный кодекс: этапы разработки, структура.
  • Основные методы изучения организационной культуры.
П.2.2. Механизмы управления организационными изменениями:
2.2.1. Принципы и алгоритмы управления организационными изменениями
  • Определение понятия «управление изменениями».
  • Матрица признаков изменений по Д. Тапскотту.
  • Принципы и общий алгоритм управления изменениями.
  • Трансформационное лидерство: алгоритмы.
2.2.2. Модели управления организационными изменениями
  • Подход Дж. Коттера и К. Фрайлингера/И. Фишера.
  • Подход К. Левина.
  • Модель управления изменениями ADKAR.
  • Подход «Треугольник изменений».
  • Модель органичного процесса изменений.
2.2.3. Методы работы с сопротивлением:
  • Реакция человека на изменение.
  • Типовые причины сопротивления изменениям.
  • Формы проявления сопротивления.
  • Модель SCARF.
  • Интеллект-карта неприятия перемен.
  • Методы работы с сопротивлением изменениям.
  • Работа с разноуровневыми изменениями.
  • Правила преодоления сопротивления.
  • Эмпирические законы практики изменений.
ADKAR (англ. awareness, desire, knowledge, ability, reinforcement — осведомленность, желание, знание, умение, укрепление) — модель управления изменениями, основанная на концепции последовательного прохождения пяти ключевых этапов изменений от осведомленности о необходимости изменений до укрепления реализованных изменений.
П.2.3. Технологии управления кадровой политикой цифрового развития:
2.3.1. Организационные структуры управления цифровой трансформацией:
  • Функции подразделения организации, ответственного за цифровую трансформацию.
  • Типовые сложности организации работы подразделений, ответственных за цифровую трансформацию.
  • Команды цифровых проектов: практики формирования.
  • Команды цифровых проектов: сложности формирования и их решение.
  • Ключевые роли в команде цифрового проекта в системе государственного управления.
2.3.2. Цифровые команды: компетенции и модели формирования:
  • Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления.
  • Инструменты оценки компетенций.
  • Принципы работы команды.
  • Жизненный цикл команды.
  • Основные принципы взаимодействия в команде.
  • Командная хартия.
  • Модель командообразования по Р. М. Белбину.
  • Модель взаимодополняющей команды по И. Адизесу (PAEI).
2.3.3. Принципы и алгоритмы практик регулярного менеджмента:
  • Инструменты управленческого планирования: принцип Парето, метод АБВГД, матрица приоритетов Эйзенхауэра, правило 6П.
  • Постановка задач, делегирование и контроль: этапы, уровни и правила.
  • Обратная связь: цели, виды, форматы, методы.
  • Проведение совещаний: общие подходы и эффективность.
  • Кадровые решения.
  • Оценка работников: уровни, цели, задачи и принципы.
  • Развитие карьеры сотрудников.
  • Мотивация и стимулирование персонала.

П.3
Инструменты управления — это совокупность моделей и методов, используемых для решения задач управления процессами, проектами, продуктами и их информационного, организационного и методического обеспечения.
П.3.1. Методы и инструменты процессного подхода:
3.1.1. Основы процессного управления:
  • Процесс: определение, признаки, компоненты.
  • Иерархия и взаимодействие процессов, типы процессов.
  • Жизненный цикл процесса.
  • Стандарты ISO серий 9000 и 10000.
  • Модели процессов и нотации описания.
  • Методология описания процессов BPMN (модель и нотация для моделирования исполняемых процессов).
3.1.2. Процессный подход в управлении организацией:
  • Принципы процессного подхода.
  • Управление процессом на основе цикла Деминга — Шухарта.
  • Процессный подход в деятельности организации.
  • Внедрение процессного подхода как проект.
  • Функциональная модель управления и процессных подходов.
  • Ролевая модель управления процессами.
  • Процессный офис.
3.1.3. Порядок и инструменты проведения реинжиниринга и оптимизации процессов:
  • Классификация процессных показателей.
  • Виды потерь в процессах.
  • Анализ эффективности процессов.
  • Ключевые шаги по оптимизации процесса.
  • Цикл DMAIC и инструменты оптимизации.
  • Реинжиниринг процессов: цели, задачи, принципы, этапы.
  • Технологии постоянного совершенствования.
П.3.2. Методы и инструменты продуктового подхода:
3.2.1. Основы продуктового подхода:
  • Продукт и продуктовый подход.
  • Продуктовая стратегия.
  • Развитие потребителей.
  • Методы исследования потребителей.
  • Ценностное предложение.
  • Создание клиентского пути.
  • Постановка и проверка продуктовых гипотез.
  • Продуктовые метрики.
3.2.2. Продуктовая команда:
  • Организация продуктовых команд.
  • Типы продуктовых команд.
  • Развитие продуктовых команд в организации.
  • Типовые структуры продуктовых команд.
  • Роли продуктовых команд.
  • Признаки успешных продуктовых команд.
3.2.3. Методологии и этапы разработки продукта:
  • Методологии разработки продукта.
  • Agile-методология разработки продукта, фреймворки Scram и Kanban.
  • Этапы разработки продукта.
  • Минимально жизнеспособный продукт.
  • Интеграция процессов разработки и сопровождения (DevOps).
  • Принципы планирования разработки продуктов.
  • Управление качеством ИТ-продукта.
П.3.3. Методы и инструменты проектного подхода:
3.3.1. Основы проектного управления:
  • Ключевые понятия.
  • Стандарты, методологии, своды знаний по управлению проектной деятельностью.
  • История развития и нормативное регулирование проектной деятельности в Российской Федерации.
  • Система управления проектной деятельностью на уровне организации.
  • Система управления проектной деятельностью в органах власти Российской Федерации.
  • Жизненные циклы проектов.
  • Управление портфелем проектов и программ.
  • Автоматизация проектной деятельности.
3.3.2. Ролевая модель управления проектом:
  • Типы организационных структур и модели управления проектами.
  • Проектная команда: организационная структура, ключевые роли и их функции.
  • Роль руководителя проекта в достижении целей проекта.
  • Набор, развитие и управление проектной командой.
  • Компетенции участников проектной деятельности.
3.3.3. Методы и инструменты управления проектом:
  • Процессы управления проектом.
  • Управление интеграцией проекта.
  • Управление заинтересованными сторонами.
  • Управление содержанием проекта.
  • Управление ресурсами проекта.
  • Управление сроками проекта.
  • Управление финансами проекта.
  • Управление рисками и возможностями проекта.
  • Управление качеством в проекте.
  • Управление закупками и поставками проекта.
  • Управление коммуникациями в проекте.

П.4
Управление и использование данных — применение методов и технологий разработки, выполнения и контроля выполнения политик, программ и практик предоставления, проверки, защиты и повышения ценности данных и информационных активов на протяжении всего их жизненного цикла.
П.4.1. Управление данными: архитектура и моделирование:
4.1.1. Управление данными:
  • Цели организации по управлению данными.
  • Принципы управления данными.
  • Проблемы управления данными.
  • Ценность данных.
  • Качество данных.
  • Жизненный цикл данных.
  • Стратегия управления данными.
  • DAMA-DMBOK2 — фреймворк управления данными.
4.1.2. Архитектура данных:
  • Понятие и цели архитектуры данных.
  • Ценности архитектуры данных.
  • Корпоративная архитектура данных.
  • Национальная система управления данными.
4.1.3. Моделирование и проектирование данных:
  • Определение моделирования данных.
  • Виды моделируемых данных.
  • Концептуальные, логические и физические схемы.
  • Схемы представления данных при моделировании.
  • Свойства данных.
  • Процесс моделирования данных.
  • Методики моделирования данных.
  • Универсальное моделирование данных.
  • Семантическое моделирование данных.
  • Инструменты работы с данными.
П.4.2. Обеспечение хранения, безопасности и этичного обращения с данными:
4.2.1. Хранение данных:
  • База данных: понятие, назначение.
  • Классификации баз данных: по модели данных, по степени распределенности.
  • Средства хранения данных.
  • Среды баз данных.
  • Общие процессы обработки данных в базах данных.
  • Функции и компоненты систем управления базами данных.
  • Подходы к обработке данных: ACID и BASE; теорема CAP.
  • Жизненный цикл базы данных.
  • Интеграция и интероперабельность данных: инструменты и руководство.
4.2.2. Безопасность данных:
  • Ключевые понятия.
  • Факторы обеспечения информационной безопасности.
  • Политика безопасности: актуальная документация.
  • Риски информационной безопасности.
  • Защита конфиденциальной информации.
4.2.3. Этика обращения с данными:
  • Цели организации по этике данных.
  • Принципы защиты данных в рамках этических вопросов.
  • Неэтичное обращение с данными и риски.
  • Формирование культуры этичного обращения с данными.
ACID (англ. atomicity, consistency, isolation, durability — неделимость, согласованность, изолированность, устойчивость) – подход к обработке данных, в основе которого лежит использование четырех обязательных требований, их соблюдение обеспечивает надежное выполнение транзакций в системе управления базами данных.
BASE (англ. basic availability, soft state, eventual consistency — базовая доступность, гибкое состояние, отложенное состояние) — подход к обработке больших данных, гарантирующий сохранение некоторого уровня доступности данных даже при сбое в работе части узлов, пребывание данных в состоянии постоянного изменения, их согласованность по всем узлам и во всех базах системы без гарантии непротиворечивости данных для всех транзакций и в любой момент времени.
Теорема CAP (англ. consistency, availability, partition tolerance — согласованность, доступность, устойчивость к разделению) — подход к обработке данных, основанный на поиске компромиссных решений, позволяющих сбалансировать в распределенных системах такие свойства данных, как согласованность, доступность, устойчивость к разделению.
П.4.3. Управление большими данными и качеством данных:
4.3.1. Ключевые понятия управления большими данными:
  • Понятие больших данных.
  • Наука о данных (data science).
  • Большие данные.
  • Компоненты архитектуры больших данных.
  • Источники больших данных.
  • Озера данных.
4.3.2. Техники и методы анализа больших данных:
  • Машинное обучение.
  • Анализ настроений.
  • Интеллектуальный анализ данных и текстов.
  • Предиктивная аналитика.
  • Предписывающая аналитика.
  • Методы анализа неструктурированных данных.
  • Операционная аналитика.
  • Визуализация данных.
  • Объединение данных.
4.3.3. Управление качеством данных
  • Основные понятия.
  • Принципы управления качеством данных.
  • Условия управления качеством основных данных.
  • Измерение качества данных.
  • Роль метаданных в обеспечении качества данных.
  • Структура управления качеством основных данных.
  • Базовые стандарты, регламентирующие управление качеством данных.
  • Инструменты управления качеством данных.
  • Методология оценки и повышения качества данных.

П.5
Применение цифровых технологий — использование технологий, работающих с дискретными сигналами, ускоряющих технологическое развитие и обеспечивающих конкурентоспособность разрабатываемых продуктов, и цифровых решений.
П.5.1. Цифровые технологии в бизнес-процессах систем:
5.1.1. Нейротехнологии и искусственный интеллект:
  • Понятие «искусственный интеллект».
  • Понятие «нейротехнологии».
  • Компьютерное зрение.
  • Обработка естественного языка.
  • Распознавание и синтез речи.
  • Рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений.
  • Перспективные методы и технологии в сфере искусственного интеллекта.
  • Нейропротезирование.
  • Нейроинтерфейсы, нейростимуляция и нейросенсинг.
5.1.2. Системы распределенного реестра:
  • Понятие «технология распределенного реестра».
  • Технологии обеспечения целостности и непротиворечивости данных.
  • Технологии создания и исполнения децентрализованных приложений и смарт-контрактов.
5.1.3. Квантовые технологии:
  • Понятие «квантовые технологии».
  • Квантовые вычисления.
  • Квантовые коммуникации.
  • Квантовые сенсоры и метрология.
П.5.2. Новые цифровые технологии, формирующие новую инфраструктуру
5.2.1. Компоненты робототехники и сенсорики:
  • Понятия «компоненты робототехники» и «сенсорика».
  • Сенсоры и цифровые компоненты РТК (робото-технического комплекса) для человеко-машинного взаимодействия.
  • Технологии сенсорно-моторной координации и пространственного позиционирования.
  • Сенсоры и обработка сенсорной информации.
5.2.2. Технологии беспроводной связи:
  • Понятие и типы технологий беспроводной связи.
  • WAN (Wide Area Network).
  • LPWAN (Low-power Wide-area Network).
  • WLAN (Wireless Local Area Network).
  • PAN (Personal Area Network).
5.2.3. Технологии виртуальной и дополненной реальности:
  • Понятия «технология виртуальной реальности» (virtual reality, VR), «технология дополненной реальности» (augmented reality, AR).
  • Интерфейсы обратной связи и сенсоры для VR/AR.
  • Платформенные решения для пользователей.
  • Технологии графического вывода.
  • Технологии захвата движений в VR/AR и фотограмметрии.
  • Средства разработки VR/AR-контента и технологии совершенствования пользовательского опыта (UX) со стороны разработчика.
WAN (англ. wide area network — глобальная сеть) — сеть передачи данных, развернутая в обширном географическом пространстве.
LPWAN (англ. low-power wide-area network — энергоэффективная сеть дальнего радиуса действия) — тип беспроводных сетей, разработанный для передачи данных телеметрии различных устройств, сенсоров, датчиков и приборов учета на дальние расстояния.
WLAN (англ. wireless local area network — беспроводная локальная сеть) — технология для беспроводной передачи данных, используемая в качестве альтернативы или дополнения обычных проводных локальных сетей на определенной территории.
PAN (англ. personal area network — персональная сеть) — компьютерная сеть, которая соединяет компьютеры/устройства в пределах досягаемости для отдельного человека.
П.5.3. Цифровые технологии проектирования и моделирования:
5.3.1. Производственные технологии:
  • Понятие «новые производственные технологии».
  • Цифровое проектирование и математическое моделирование.
  • Управление жизненным циклом изделия или продукции (Smart Design).
  • Технологии «умного» производства (Smart Manufacturing).
5.3.2. Технология информационного моделирования:
  • Понятие «технология информационного моделирования» (Building Information Modeling, BIM).
  • Программное обеспечение BIM: непроприетарные или Open Source BIM стандарты.
5.3.3. Открытое программное обеспечение:
  • Понятие «открытый исходный код» (Open Source).
  • Модель открытого программного обеспечения в сравнении с проприетарными продуктами.
  • Преимущества и недостатки использования программного обеспечения с открытым исходным кодом.
UX — англ. user experience — опыт пользователя.

П.6
Развитие ИТ-инфраструктуры — применение методов и инструментов, направленных на развитие совокупности информационных центров, подсистем, банков данных и знаний, систем связи, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации организации.
П.6.1. ИТ-инфраструктура и архитектура организации: компоненты, процессы разработки, методики описания:
6.1.1. Общая характеристика ИТ-инфраструктуры организации
  • Ключевые термины и понятия.
  • Компоненты ИТ-инфраструктуры, модели зрелости.
  • Структура и уровни архитектуры организации.
  • Области применения архитектурного подхода.
  • Взаимосвязь стратегии и архитектуры организации.
  • Бизнес-архитектура организации.
  • ИТ-архитектура организации: компоненты.
  • Информационная архитектура (Enterprise Information Architecture, EIA).
  • Архитектура прикладных решений.
  • Подход к определению уровня критичности систем.
  • Техническая архитектура организации (Enterprise Technical Architecture, ETA).
6.1.2. Процесс разработки архитектуры организации:
  • Подходы к процессу построения архитектуры организации.
  • Оценка эффективности архитектуры организации.
  • Модель планирования архитектуры организации (С. Спивак).
  • Схема архитектурного процесса.
  • Универсальные архитектурные документы.
  • Принципы построения архитектуры организации.
6.1.3. Современные методики описания архитектуры организации:
  • Модель Закмана.
  • Модель Gartner.
  • Архитектурный фреймворк TOGAF.
  • Модель «4+1» представления архитектуры.
  • Стратегическая модель архитектуры SAM (Strategic Architecture Model).
  • Архитектурные концепции и методики Microsoft.
TOGAF (англ. The Open Group architecture framework — архитектурный фреймворк некоммерческого объединения The Open Group) — методология, библиотечный метод описания, подход (framework) для описания архитектуры организации, который предлагает подход для проектирования, планирования, внедрения ИТ-архитектуры организации и управления ею.
П.6.2. Концепции и системы управления ИТ-инфраструктурой организации:
6.2.1. Концептуальные и методологические основы управления ИТ-инфраструктурой:
  • Концепция управления ITSM (Information Technology Service Management).

  • Библиотека ИТ-инфраструктуры ITIL (Information Technology Infrastructure Library).
  • Управление бизнес-сервисами (Business Service Management, BSM).

  • Методология управления ИТ COBIT: структура и составляющие, обзор, система принципов, цели и элементы системы корпоративного управления.

  • Выгоды использования подходов и принципов ITIL и COBIT.
6.2.2. Управление ИТ-инфраструктурой:
  • Системный подход к управлению ИТ-инфраструктурой.
  • Концепция «360» — новый взгляд на управление ИТ-инфраструктурой.
  • Требования к средствам управления ИТ-инфраструктурой.
  • Продукты BMC Software для управления ИТ-инфраструктурой.
  • Программное обеспечение HPE OpenView для управления ИТ-инфраструктурой.
  • Управление ИТ-инфраструктурой на базе семейства продуктов Microsoft System Center.
6.2.3. Организация технического обслуживания и эксплуатация информационных систем:
  • Значение технического обслуживания.
  • Гарантийные обязательства: особенности.
  • Программы технического обслуживания.
  • Схемы технического обслуживания.
ITSM (англ. IT service management — управление услугами информационных технологий) — концепция управления ИТ как набором услуг, которая фокусируется на управлении ИТ-инфраструктурой, бизнес-компонентами, приложениями и связанными процессами.
ITIL (англ. IT infrastructure library — библиотека ИТ-инфраструктуры) — библиотека лучших практик для управления ИТ-услугами, улучшения ИТ-поддержки и повышения уровня обслуживания. Одной из главных целей ITIL является обеспечение соответствия ИТ-услуг бизнес-целям даже в случае изменения последних.
П.6.3. Средства и методы информационной и кибербезопасности:
6.3.1. Цели и задачи защиты информации, типы и источники угроз:
  • Систематизация понятий в области информационной безопасности.
  • Основные принципы защиты информации в информационных системах.
  • Основные проблемы защиты данных в информационных системах.
  • Цели и методы информационной безопасности.
  • Уровни формирования информационной безопасности.
  • Роль информационной безопасности в современном мире.
  • Виды угроз информационной безопасности.
  • Модель нарушителя информационной безопасности.
6.3.2. Инструменты и методы управления кибербезопасностью:
  • Понятие «кибербезопасность». Виды киберугроз.
  • Критическая информационная инфраструктура.
  • Гибридные угрозы.
  • Методы киберустойчивости.
  • Использование корпоративных компьютеров в личных целях.
  • Политика кибербезопасности организации.
  • Искусственный интеллект и машинное обучение в сфере кибербезопасности.
  • Ключевые тренды в сфере кибербезопасности.
6.3.3. Системы управления информационной безопасностью:
  • Преимущества построения системы управления информационной безопасностью.
  • Ключевые положения ISO/IEC 27001:2013.
  • Классы безопасности информационных систем.
  • Управление информационной безопасностью в организации.
  • Комплексные системы обеспечения информационной безопасности.