2.5 Личностные компетенции в сфере цифрового развития

Личностные компетенции (soft skills) в сфере цифрового развития — группа компетенций, отражающих индивидуальные особенности личности, позволяющие успешно участвовать в реализации стратегии цифровой трансформации и проектах цифрового развития.
В рамках рассматриваемой модели компетенций определены шесть ключевых личностных компетенций, характерных для каждого члены команды.
Описание каждой личностной компетенции включает шифр компетенции (наименование, зашифрованное символами и цифрами), определение компетенции (существенные отличительные характеристики компетенции) и не менее пяти поведенческих индикаторов компетенции (описание проявлений компетенции в поведении человека). Важно отметить, что при разработке инструментов оценки компетенций для каждой отдельной роли в команде цифровой трансформации будут определены уровни проявления каждого поведенческого индикатора по таким параметрам, как минимально необходимый уровень для успешного выполнения определенных функций и задач в команде цифровой трансформации и целевой уровень (уровень высокопрофессионального специалиста).

Личностные компетенции (soft skills) в сфере цифрового развития:

Л.1
Нацеленность на результат — совокупность устойчивых особенностей личности, обеспечивающая максимизацию собственных способностей и ситуационных возможностей при гибком применении процедур в целях решения нестандартных, сложных задач цифрового развития наиболее продуктивным способом.
Ключевые поведенческие индикаторы:
Л.1.1
проактивно мыслит и ведет себя в соответствии с логикой «цель — действие — результат»;
Л.1.2
применяет правила и процедуры гибко, адекватно реагирует на изменения ситуации, модифицирует тактику действий с учетом текущих обстоятельств для достижения запланированного результата;
Л.1.3
активно предлагает собственные идеи и поддерживает идеи участников команд, несет ответственность за свои действия и действия других участников команды;
Л.1.4
легко продвигает свои решения, является авторитетом для других участников команды;
Л.1.5
настойчив в достижении поставленных целей и решении задач; столкнувшись с трудностями, возражениями и/или недостатком ресурсов, находит способы преодолеть их.

Л.2
Клиентоцентричность — совокупность устойчивых особенностей личности, обеспечивающая сознательную направленность на определение и максимальное удовлетворение явных и скрытых потребностей пользователей результатов цифровой трансформации с учетом разумных издержек и соблюдения интересов заинтересованных сторон.
Ключевые поведенческие индикаторы:
Л.2.1
понимает явные и скрытые потребности людей и учитывает их при создании продуктов и услуг;
Л.2.2
выявляет и эффективно использует информацию о потребностях других людей с целью создать максимальную ценность для них;
Л.2.3
предоставляет персонализированные решения, максимально адаптированные для каждого клиента, потребителя;
Л.2.4
регулярно запрашивает обратную связь по результатам своей работы и использует ее для корректировки и улучшения деятельности;
Л.2.5
собирает и проводит сравнительный анализ удовлетворенности клиентов качеством услуг, модифицирует продукты с учетом получаемых данных и вовлекая пользователей в создание продукта.

Л.3
Коммуникативность — совокупность устойчивых особенностей участника проектной деятельности, обеспечивающих выбор наилучшей стратегии и тактики общения, эффективную деловую коммуникацию, открытость и взаимоуважение в целях построения сотрудничества в процессе реализации стратегии цифровой трансформации и проектов цифрового развития.
Ключевые поведенческие индикаторы:
Л.3.1
не испытывает сложности при переключении реальных/виртуальных каналов коммуникаций, одинаково эффективно пользуется ими;
Л.3.2
понимает мотивы участников коммуникации, скрытые смыслы и подтексты, в том числе на основе невербальных проявлений;
Л.3.3
проявляет взаимоуважение (умение слушать и слышать), применяет техники активного слушания, терпим к иным точкам зрения;
Л.3.4
активно влияет на события и участников коммуникации для достижения поставленных целей и решения задач в своей деятельности;
Л.3.5
корректно отстаивает свои интересы, права и линию поведения в ситуации внешнего давления, спокойно говорит «нет», если что-то его/ее не устраивает, корректно обосновывая свою позицию.

Л.4
Эмоциональный интеллект — совокупность устойчивых особенностей личности, обеспечивающих возможность понимать личные эмоции и эмоции других людей и управлять и тем и другим для решения практических задач, верно оценивать эмоции, намерения, мотивацию и желания (свои и чужие), создавать и поддерживать рабочую атмосферу во время командной работы.
Ключевые поведенческие индикаторы:
Л.4.1
тонко дифференцирует свои эмоции, понимает их источники, конструктивно использует разные виды собственных эмоциональных состояний;
Л.4.2
управляет собственными эмоциями, сохраняет работоспособность в нетривиальных ситуациях, входит в продуктивное эмоциональное состояние для эффективного разрешения ситуации;
Л.4.3
управляет эмоциональным и физическим состоянием для быстрого восстановления после стресса и нагрузки;
Л.4.4
понимает и управляет эмоциями, намерениями, мотивацией и желаниями других людей;
Л.4.5
анализирует текущий эмоциональный фон, создает благоприятную психоэмоциональную атмосферу в команде.

Л.5
Креативность — совокупность устойчивых особенностей личности, обеспечивающих способность формулировать нестандартные идеи, отходить от традиционных схем мышления, быстро находить выход из сложных ситуаций, используя нешаблонные подходы.
Ключевые поведенческие индикаторы:
Л.5.1
обладает нестандартным, оригинальным мышлением, сам выдвигает новые идеи и поддерживает инициативные идеи коллег;
Л.5.2
в случае выбора между перспективными инновационными и устаревшими подходами предпочитает новые идеи и методы и предпринимает конкретные действия для генерации и реализации инновационных идей и подходов;
Л.5.3
находит креативные способы решения проблемы, анализирует их плюсы и минусы, риски, выбирает оптимальное решение; способен изменить решение при наличии новых аргументов или произошедших изменений;
Л.5.4
распознает непродуктивные ментальные модели и стереотипы и отказывается от них;
Л.5.5
внимательно изучает мнения и потребности сторон при разработке рабочих решений, использует логику и методы дизайн-мышления, вовлекает пользователей в создание продукта, прототипирует, экспериментирует, улучшает решение.

Л.6
Критичность — совокупность устойчивых особенностей личности, позволяющих обдуманно и взвешенно проводить оценку событий, процессов, результатов деятельности, направленную на всестороннюю проверку и исправление возможно допущенных ошибок; способность осознавать свои ошибочные решения и приводить доводы за и против, выдвигать предложения и подвергать их всесторонней проверке, мыслить в долгосрочной, стратегической перспективе.
Ключевые поведенческие индикаторы:
Л.6.1
ставит под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения, проверяет достоверность фактов;
Л.6.2
при принятии решений опирается на метазнания, кругозор, опыт и экспертные мнения;
Л.6.3
анализирует, синтезирует и оценивает информацию для принятия решений и реализации своих действий, видит картину потенциальных рисков и ключевых факторов успеха в целом;
Л.6.4
формирует различные сценарии достижения стратегических целей, способен создавать концепции и варианты стратегий на 5–10 лет;
Л.6.5
выполняя задачу или решая проблему, выделяет и учитывает все актуальные, влияющие на нее факторы.
Приоритетность развития личностных компетенций, особенно у руководителей цифровой трансформации, нельзя недооценивать, поскольку цифровой трансформации присуща техническая, технологическая, организационная, социальная сложность. Именно данные компетенции помогают субъекту лучше понимать себя, чувствовать уверенность в своих силах, контролировать эмоции, выстраивать эффективные коммуникации, находить пути выхода из проблемных ситуаций, что, безусловно, положительно сказывается на эффективности и результативности команды цифровой трансформации.
Обозначенные личностные компетенции команды цифровой трансформации в системе государственного управления являются важными характеристиками успешных цифровых трансформаторов, поэтому оценке и развитию данных компетенций нужно уделять особое внимание. Личностные компетенции невозможно сформировать за короткий промежуток времени («выучить»), а следовательно, потребуется планомерная и длительная работа над личностными качествами.
Вместе с тем развитые на высоком уровне личностные компетенции не могут в полной мере помочь решить все задачи цифровой трансформации. Безусловно, нужны определенные знания, умения и навыки в сфере цифрового развития. В связи с этим целесообразно выделить и определить значимые профессиональные компетенции.