2.4 Базовые цифровые компетенции
Первый блок модели компетенций включает в себя базовые цифровые компетенции — минимально необходимый уровень знаний и навыков использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в повседневной и профессиональной деятельности.

В рамках всероссийского исследования «Индекс цифровой грамотности граждан РФ» ежегодно проводится измерение уровня знаний и умений населения, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Знания и умения распределены по трем основным группам, которые в совокупности составляют цифровые базовые компетенции:
Цифровое потребление
применение цифровых компетенций в рамках определенных жизненных ситуаций, что приводит к использованию (потреблению) различных цифровых ресурсов (интернета, социальных сетей, госуслуг, телемедицины и пр.);
Цифровые компетенции
способность пользователя уверенно, эффективно и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизни, основанная на непрерывном овладении знаниями, умениями, мотивацией, ответственностью (поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производство мультимедийного контента, синхронизация устройств и пр.);
Цифровая безопасность
сочетание инструментов, мер предосторожности и привычек, которые необходимы пользователям для гарантирования их безопасности в цифровом мире (защита персональных данных, надежный пароль, легальный контент, культура поведения, репутация, этика, хранение информации, создание резервных копий и пр.).
Стоит отметить, что в Российской Федерации к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим предъявляются базовые квалификационные требования к знаниям и навыкам в области ИКТ. К ним относятся общие навыки работы на персональном компьютере, навыки работы с электронными документами, в интернете, знание основных офисных программ. Это тот минимальный уровень знаний и умений использовать ИКТ, который необходим любому служащему в повседневной и профессиональной деятельности.
Безусловно, для эффективной реализации стратегии цифровой трансформации, проектов цифрового развития недостаточно цифровых базовых компетенций. Требуются определенные личностные характеристики, важные для достижения амбициозных, сложных, масштабных целей и задач, поставленных руководством страны в сфере цифрового развития в государственном секторе. В связи с этим в модели компетенций выделен блок личностных компетенций.
Базовые квалификационные требования / Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, 2015.